История успеха. Проекта «Школьное лесничество»

Лазовский район Приморского края богат природными ресурсами: на территории района расположены золотоносные и минеральные источники, произрастают краснокнижные деревья, в тайге проживают редкие виды животных, в том числе исчезающие виды. В 2021 году общественная экологическая организация Лазовского района для детей, молодежи и взрослых «Друзья леса» организовали занятия для школьников в рамках проекта «Школьное лесничество» при поддержке Фонда Президентских грантов. О том, чему интересному научились ребята, мы узнали у руководителя проекта –Афанасьева Константина Афанасьевича.  

- Константин Афанасьевич, у вас очень интересная биография и история того, как вы пришли к работе со школьниками, расскажите, пожалуйста.

 Немного о себе. Мне 73 года, я геолог, работал геологом в Армении, на Кольском полуострове, на Камчатке, на Чукотке, объездил всю Россию, работал в Хабаровском крае в артели старателей, потом работал в школе во Владивостоке, там впервые организовал кружок «Юный геолог», в котором со школьниками ездили по Приморскому краю собирали камешки, минералы, образцы пород и прочее, прочее. После пришлось переехать в село Лазо. Здесь мне захотелось продолжить это дело и я снова организовал уже в местной в школе занятия. Итого более 30 лет веду кружок со школьниками «Юный геолог».  

- На какой территории в основном работаете?

Мы работаем в основном в Лазовском районе, организовываем районные экологические слеты по направлениям: лесное хозяйство и геология. 

- Почему решили организовать проект «Школьное лесничество»? 

Наши дети выросли на плохих примерах, будто мы временщики в своем доме. А в наследие нашим потомкам остается пустыня с пеньками.

Поэтому сейчас необходимо — сохранить в природе то, что осталось и восстановить утраченное.  Также есть проблема того, что молодежь не задерживается в селе и для нас важно познакомить их с лесными профессиями, пробудить интерес к лесному делу. Так и родилась идея проекта.

- Какие практические занятия проводили для обучения ребят?

Мы ходили со школьниками на экскурсии, ездили на море на сбор морского шиповника, в лес на сбор обычного шиповника, проводили посадки маленьких кедрушек на экотропе, устраивали слет, посещали лесопитомник, где изучали как выращивают хвойные растения, ходили за шишками, устраивали соревнования и многое другое. 

- Как школьники воспринимали такой подход к урокам вне школы?

Дети отлично отнеслись к нашей идее проведения уроков лесничества на природе. Интересно было всем, разным ученикам, с разными интересами, разной успеваемостью в школе. Ребята получили опыт разнообразного общения, оторвались от телефонов, некоторые лекции мы проводили вокруг костра возле речки с печеной картошкой. Все это было воспринято изумительно! Все внимательно слушали, даже не замечали, как мы фотографировали урок.

- Кто еще кроме вас был вовлечен в педагогический процесс?

У нас было задействовано несколько специалистов. Квест-уроки на тему лесного хозяйства для нас проводил специалист лесного хозяйства Тимонин Владимир Иванович, кандидат геолого-минералогических наук. Берсьеньев Юрий Игоревич читал ребятам лекции по геологии о памятниках природы. Краевед-писатель Вороной Олег Николаевич – председатель союза писателей Приморского края, природозащитник и тигровед рассказывал ученикам об истории Лазовского района, его первых поселенцах, чжурчжэнях – племенах, которые ранее населяли эти территории, а также участвовал в организации нашего слета, в соревнованиях в судействе. Директор Приморского сафари-парка в п. Шкотово Мезенцев Дмитрий Николаевич провел для наших детей экскурсию в сафари-парке, рассказал о животных, которые населяют Приморскую тайгу: амурских тиграх, гималайских медведях, косулях и т.д.

Пользуясь случаем, выражаем признательность всем этим специалистам за участие в нашем проекте, благодаря им проект получился очень насыщенный событиями для школьников.

- Какие навыки дети получили в рамках проекта, что узнали?

Ребята научились ориентироваться с помощью компаса, при сборе шишки определять хвойные деревья по коре, например, у кедра кора крупнее и с красным оттенком, а пихта с гладкой корой. Узнали, что такое стратификация кедровых орешков как технология их проращивания, научились приготовлению каши на костре, печёной картошки, установке палатки, попробовали себя в посадке саженцев можжевельника, тиса, кедрового стланика, сосны корейской, ореха сердцевидного, туи и даже сами практиковали выращивание хвойных из черенка.

- Насколько дети заинтересовались лесными профессиями?

Мы постарались сделать от себя все возможное, чтобы показать богатство и красоту природы Лазовского района, объяснить ее ценность. Кроме того, рассказывали старшеклассникам о методах освоения Дальневосточного гектара, ведь в дальнейшем его можно было бы использовать для создания плантаций лимонника, актинидии, жень-шеня, лекарственных растений, питомников, садов. А это - рабочие места и занятость молодежи.

Дети, по крайней мере, заинтересовались. Пока как результат у нас появилось 9 волонтеров, официальных, с книжками. Это ученики, которым потенциально интересны лесные профессии. 

- С какими трудностями столкнулись в реализации проекта? 

Основная трудность –это пандемия. Усложнились требования по работе со школами. Все как у всех.

- Что или кто помогает не сдаваться перед трудностями, не пасовать? 

Настроение детей помогает!

- У вас есть увлечения помимо проекта?

Да, есть – основные увлечения это- родовое поместье, экогектар и экопоселение.

- Ваш совет начинающим?

Я буду рад, если кто-то из молодежи найдет свое призвание в геологии, биологии, природозащите, лесном фермерстве, туризме и так далее. Это очень увлекательно и интересно, есть перспективы развития. Не бойтесь идти по этому пути, если вам это нравится.

 



2017-2022 © Фонд местного сообщества «Энергия Участия»

Сделал Aiger

При нахождении на сайте Фонда местного сообщества "Энергия участия" Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.