Инновационный коррекционно-образовательный проект «Открытый мир» -это поиск, обнаружение и пробуждение потенциальных творческих возможностей у детей с нарушением интеллектуального развития, детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, детей с расстройствами аутистического спектра, большинство из которых являются детьми-инвалидами.
Проект формирует доступную, особую культурно-просветительскую среду, используя инновационные педагогические программы, коррекционно-развивающие методики, а также сотрудничество с Детским музейным центром Приморской государственной картинной галереи.
Проект создан на площадке Краевого государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Владивостокская специальная (коррекционная) школа-интернат № 2». Целью образовательной организации, помимо коррекции отклонений интеллектуального развития в процессе общеобразовательной и трудовой подготовки, является формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, создание благоприятных условий для умственного, эмоционального, физического развития личности ребенка с нарушениями интеллектуального развития.
Содействие и поддержку в проекте «Открытый мир» оказывает Приморская государственная картинная галерея, сотрудничество с которой легло в основу проекта.
Участники проекта: дети 1-9 классов, художник-педагог, психолог, социальный педагог, сотрудники Детского музейного центра ПГКГ, администрации школы-интерната и картинной галереи.
На начальном этапе проекта (2014-2015 гг.) регулярно проводились передвижные тематические выставки рисунков из фондов Детского музейного центра ПГКГ. Создана постоянно действующая творческая мастерская «Веселая палитра», в формате которой проводились выставки и презентации работ воспитанников школы-интерната.
Детские рисунки стали победителями всероссийского интернет-конкурса детского рисунка «Моя ладошка» и очного VII Международного конкурса-фестиваля детского творчества «Пусть всегда будет солнце».
Результатом начального этапа проекта стало создание особой художественной творческой среды способствующей расширению кругозора, пробуждению интереса к творчеству, повышению творческой активности у детей с нарушением интеллектуального развития.
Задачей основного этапа проекта (2016-2017 гг.) является вовлечение в творческую среду большего количества воспитанников школы-интерната, используя разнообразные, доступные для них средства и технологии (художественные, развивающие, игровые и т.д.).
Для проекта были разработаны и введены образовательные программы «Волшебный мир детского рисунка» и «Портрет, пейзаж и натюрморт в Приморской государственной картинной галерее», где использованы детские рисунки и оцифрованные художественные работы из фонда Детского музейного центра Приморской государственной картинной галереи.
Для развития основного этапа проекта «Открытый мир» необходимо дополнительное методическое и материально-техническое обеспечение.
Запланировано в рамках проекта:
- приобретение и внедрение развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» (методические пособия Вячеслава Воскобовича,СПб), которая поддерживает и обогащает концепцию проекта "Открытый мир", а также являясь доступной, безопасной, трансформируемой, развивает у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями сенсорные процессы, мелкую моторику, формирует представление об окружающем мире и т.д;
- приобретение стола для рисования песком и введение цикла занятий «Волны на песке» дает возможность детям с тяжелыми коммуникативными и интеллектуальными нарушениями, не владеющими художественными умениями и навыками заниматься доступной творческой деятельностью, создавая художественные образы с помощью песочной графики.
- техническое оснащение класса-студии демонстрационным комплексом для аудитории (телевизор с диагональю не менее 43 дюйма, ноутбук, акустическая система) обеспечит доступное и качественное воспроизведение фото и видеоматериала образовательных и коррекционных программ, модернизирует процесс воспроизведения и хранения мультимедийного контента, обработку и хранение изображений детских работ, составление презентации и виртуальных выставок.
Использование в проекте различных форм творческого самовыражения создает равные возможности для изучения изобразительного искусства и занятий творчеством всех категорий детей с легкой, умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с множественными нарушениями развития и детей с расстройствами аутистического спектра, большинство из которых являются детьми-инвалидами, вовлекая их в процесс социально-культурной адаптации и творческой реабилитации.
На заключительном этапе проекта «Открытый мир» (2018 г.) планируется:
- формирование постоянно действующей, развивающейся модели проекта, способной решать будущие задачи;
- обобщение накопленного опыта и представление его на площадке Приморского краевого института развития образования;
- внедрение программ проекта на экспозиционном пространстве Приморской государственной картинной галереи.