Краткое описание проекта:
Главная идея нашего проекта - улучшение качества жизни детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, которые являются воспитанниками коррекционных школ интернатного типа г. Владивосток, с помощью групповых занятий по методикам иппотерапии и ипповенции, участия в общественных мероприятиях (конно-спортивных представлениях) за счёт улучшения психоэмоционального фона и коммуникативных способностей, повышения самооценки и уровня социализации.
Анонсировать начало проекта будет конно-спортивный спектакль. Ранее выступления нашей Конно-трюковой группы и показательные выступления воспитанников Школы верховой езды, как самостоятельное представление не проводились. Для проекта мы планируем создание специальной полуторачасовой программы. Кроме положительных эмоций и улучшения психоэмоционального фона, целью данного мероприятия является улучшение мотивации на дальнейшее взаимодействие участников проекта с лошадью, снятия страхов и потенцирование вовлеченности в процесс в начале терапии.
Далее будет проведено 24 групповых реабилитационных мероприятия. На сегодняшний момент занятия по иппотерапии (лечебная верховая езда, при которой физиология движения лошади оказывает позитивное влияние на физиологию всадника) и ипповенции (взаимодействие человека и лошади: игра, работа в руках, кормление, уход, оказывающее коррекционное и развивающие действие на психику ребенка) проводятся нами только в частном порядке для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в семьях.
Мы планируем совмещение методик иппотерапии и ипповенции для работы с группами. Это позволит получить положительный результат, даже, когда ребёнок не может сидеть верхом в силу физиологических или ментальных особенностей. Занятия будут проводиться в группах до 10 человек раз в неделю в течение месяца, всего 4 занятия продолжительностью 1,5-2 часа для каждой группы. Каждый месяц формируется новая группа. И так в течение 6 месяцев. Основной целью занятий являться улучшение качества жизни благополучателей, в том числе содействие психологической реабилитации, социальной адаптации, улучшение коммуникативных способностей, снижение негативного влияния ограниченных возможностей здоровья на формирование гармоничной личности, получение новых навыков и положительного жизненного опыта.
Завершающим мероприятием проекта будет конно-спортивное представление, в котором примут участие уже и участники проекта (посильное участие, с учётом ментальных и физиологических особенностей каждого, по согласованию и с учётом рекомендаций педагогов и специалистов коррекционных школ). Кроме положительных эмоций, участие в конном празднике будет способствовать повышение самооценки, снятию психологических зажимов и страхов, даст ощущение взросления через позитивное действие и как следствие, будет способствовать улучшению качества жизни.
Охват благополучателей проекта составит (уже заявлено руководителями коррекционных школ интернатов к участию) не менее 60 человек.
Задачи:
1. Проведение подготовительных работ к проекту «Не бойся, я с тобой» ( установка трибуны, согласование списков участников, подготовка конно-спортивного представления);
2. Улучшение психоэмоционального фона участников проекта, улучшение их мотивации на дальнейшее взаимодействие с лошадью , снятие страхов и потенцирование вовлеченности в процесс в начале терапии с помощью проведения конно-спортивного представления, анонсирующего начало реализации проекта .
3. Улучшение психоэмоционального фона, коммуникативных способностей, повышение самооценки, освоение новых знаний, умений и приобретение положительного жизненного опыта участникам проекта с помощью проведения цикла из 24 групповых реабилитационных мероприятий по методикам иппотерапии и ипповенции
4. Снятие психологических зажимов и страхов, повышение самооценки и удовлетворённости собой, получение ощущения взросления через позитивное действие, улучшение коммуникативных способностей, повышение уровня социализации с помощью участия благополучателей в завершающем конно-спортивном празднике.
5. Сбор обратной связи от участников ,подведение итогов проекта.
Обоснование социальной значимости:
На сегодняшний день в Приморском крае числится 6071 детей инвалидов, из них 920 человек находятся в интернатах. При этом расстройствами поведения и психическими расстройствами страдает 296 детей, аутизм, дезинтегративное расстройство у 496 человек в возрасте от 10 до 17 лет. (данные взяты из Формы 19 КГБ УЗ МИАЦ) https://yadi.sk/d/T-rCBR71uN63Mg.
В ходе работы с воспитанниками коррекционных школ-интернатов (ознакомительные экскурсии, катание на лошадях) нашим психологом была выявлена проблема снижения качества их жизни. Такое снижение по нашему мнению обуславливает ряд факторов:
• сужение жизненного пространства (вынужденное нахождение в замкнутом пространстве, возможность общения с ограниченным кругом лиц) негативно сказывающиеся на процессе социализации;
• невозможность достаточного удовлетворения естественной потребности ребёнка в обоснованном повышении самооценки, самоутверждении, получения ощущения взросления через позитивное действие;
• снижение писихоэмоционального фона из-за отсутствия источников положительных эмоций;
• негативное влияние ограниченных возможностей здоровья на формирование гармоничной личности;
• наличие психологических зажимов и страхов;
• снижение жизненного потенциала ребёнка из-за невозможности освоения новых знаний, умений и навыков и как следствие скудного жизненного опыта.
Наши выводы о снижении качества жизни детей и подростков с ОВЗ находят своё подтверждение и в научных рабатах. Так, в статье Мочаловой Е.К. «Качество жизни подростков инвалидов» Тихоокеанский медицинский журнал. 2005;(3):52-56. Представлена следующая информация: Показатели качества жизни подростков-инвалидов достоверно (р<0.001) ниже, чем у здоровых сверстников (61±3.2 против 80*2,5 баллов из100 возможных). У подростков-инвалидов в первую очередь страдает функционирование в школе (53,0*3,3. против 72,0*2,1 у здоровых), физическое (58.0*3,5 против 84,0*2,3) и эмоциональное (59,0*3,3 против 72,0*3,0) здоровье, что свидетельствует о серьёзных проблемах . При различной патологии уровень качества жизни подростков-инвалидов колебался в пределах 63,2 - 67,7 баллов. В ходе научной работы «Медико-социальная характеристика и качество жизни подростков-инвалидов», этого же автора, проводилась статистическое исследование: качество жизни изучалось у 230 подростков-инвалидов, страдающих различной соматической патологией. Группу сравнения составили 250 здоровых подростков (с 1 и 2 группами здоровья). С целью изучения качества жизни подростков-инвалидов предпринята методика с использованием международного опросника PedsQL. Установлено, что показатели качества жизни подростков-инвалидов зависят от особенностей самого заболевания и длительности пребывания на инвалидности. Достоверно ниже уровень качества жизни у страдающих бронхиальной астмой (49.7*8,9) и болезнями нервной системы (56,5*13,6). При остальной патологии уровень качества жизни подростков-инвалидов колебался в пределах 63,2 - 67,7 баллов.
Социальная значимость качества жизни детей и подростков закреплена так же в законодательных актах.
Ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ определяет целями государственной политики в интересах детей, в том числе, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
Так как социальная политика в России направлена на интеграцию детей с ОВЗ в общество. Ключевой задачей является предоставление равных прав и возможностей людям с ОВЗ, как можно лучшая реабилитация детей с ОВЗ.
При этом, особое внимание органы исполнительной власти уделяют сохранению и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей (Закон ПК от 26 декабря 2014 года N 530-КЗ «Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления и организации занятости детей, проживающих на территории Приморского края», ст. 14.).В национальном стандарте Российской федерации ГОСТ Р 53874-2010 «Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных услуг» представлено понятие социальная реабилитация. Услуги по социальной реабилитации, обозначенной в стандарте, включают в себя, в том числе физкультурно-оздоровительные мероприятия, услуги социально-психологической адаптации.
В связи с вышеуказанным, сегодня все более актуальными становится новые методы и технологии социально-психологической реабилитации детей с ОВЗ, и в том числе иппотерапия и ипповенция. Важным аспектом при этом является ранняя коррекция, начатая ещё в детском возрасте. Занятия лечебной физкультурой с участием животного способствуют улучшению психоэмоционального фона, формированию положительного жизненного опыта ребёнка и стратегически правильной жизненной позиции . Участие детей и подростков с ОВЗ в общественных мероприятиях помогает им адаптироваться к будущей общественной и профессиональной деятельности. Что в результате поможет нашему проекту добиться достижения основной цели –улучшения качества жизни благополучателей.
Целевые группы:
1. Дети и подростки от 7 до 17 лет с ограниченными возможностями здоровья, которые являются воспитанниками коррекционных школ интернатного типа г. Владивосток.