«Не бойся, я с тобой» - так называется проект, который своим названием словно уже дает опору тем, кто в ней нуждается. Региональная общественная организация «Федерация конных видов спорта Приморского края» реализовала проект для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, который через общение с лошадью привнес новый положительный опыт в их жизнь. О том, как реализовался проект, поддержанный Фондом Президентских грантов, с нами поделился Александр Иванов, руководителем проекта.
-Александр, расскажите подробнее, с какой аудиторией вы работали и как родилась идея проекта?
Это были не только дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, также и воспитанники коррекционных школ интернатного типа г. Владивостока, дети с расстройствами поведения и психическими расстройствами. Им особенно сложно справиться со своими трудностями в одиночку, поскольку часто у них сужено жизненное пространство, то есть достаточно ограниченный круг общения, им сложно реализовать естественную для ребенка потребность повышении самооценки, самоутверждении. Зная эти особенности, возникла идея проекта социально-психологической реабилитации детей с ОВЗ с применением методик иппотерапии и ипповенции.
-Можете рассказать подробнее, что это за методики и чем они отличаются?
Иппотерапия - лечебная верховая езда, при которой физиология движения лошади оказывает позитивное влияние на физиологию всадника. Ипповенция - взаимодействие человека и лошади: игра, работа в руках, кормление, уход, оказывающее коррекционное и развивающие действие на психику ребенка. В нашем проекте «Не бойся я с тобой» мы совмещали эти методики.
-Каким образом иппотерапия помогает детям с ограниченными возможностями?
Движения мышц спины лошади, состоящие из множества элементов, оказывают массирующее и мягкое разогревающее (температура лошади на 1,5 градуса выше, чем у человека) воздействие на мышцы ног всадника и органы малого таза, что усиливает кровоток в конечностях. На шагу лошади, как одном из видов аллюра, применяющемся в иппотерапии (прим. аллюры - разновидности хода лошади), — лошадь совершает около 110 разнонаправленных колебательных движений, которые в свою очередь передаются всаднику. Для того чтобы сохранить правильную посадку во время верховой езды всадник должен удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения. Таким образом, у ребенка в работу включаются мышцы, находящиеся в бездействии в обычной жизни. Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, усидчивость и улучшает гармоничное восприятие окружающего мира у людей, в том числе с нарушением психики различной тяжести.
-Какой эффект от ипповенции?
Ипповенция способствует улучшению психического состояния ребенка, снятию тревожной, депрессивной и агрессивной симптоматики, симптомов стресса и как следствие повышаются коммуникативные качества ребенка.
-У Вас какие-то особые лошади для работы с детьми с ограничениями здоровья?
Для иппотерапии отбирают самых смирных животных, которые ни при каких обстоятельствах не встанут на дыбы и не «понесут». Лошадь для иппотерапии должна пройти соответствующий тренинг, обучающий длительной ходьбе шагом, с частыми спокойными постоями, с усиленной активностью всадника, с разнообразным неспокойным поведением. Должна быть опытной и немолодой. Оптимальный возраст лошади не моложе 5 лет и не старше 20 лет.
Высота лошади должна давать возможность эффективной страховки. В среднем – 145-165см в холке. Ход должен быть ритмичный, эластичный, пружинистый, продуктивный. Лошадь, работающая в иппотерапии, должна быть абсолютно здорова! У нас такие лошади есть.
-Полагаю, для детей это был необычный опыт. Как они реагировали?
Многие дети боялись не то, что сесть на лошадь, даже подойти к ней. Но мы справились. К концу проекта все дети и даже их воспитатели сели в седло. Одному воспитаннику так понравилось, что он сам просил без чьей либо помощи ездить и помогал другим справится со столь не лёгким обучением.
-Ваш проект открывал спектакль. Расскажите, что там было интересного?
Действительно, начало нашего проекта анонсировал конно-спортивный спектакль, в котором принимали участие спортсмены нашего конно-спортивного клуба. Это было выступление нашей конно-трюковой группы, показательные выступления воспитанников школы верховой езды «Россо». Видео спектакля можно увидеть в Инстаграмме нашего конно-спортивного клуба @rosso_vlad_horse
Мы открыли проект этим мероприятием, чтобы улучшить мотивацию участников проекта на дальнейшее взаимодействие с лошадью, чтобы снять страхи и повысить вовлеченность в процесс еще в начале терапии.
-Как были организованы занятия?
Занятия проводились в группах до 10 человек раз в неделю в течение месяца, всего 4 занятия продолжительностью 1,5-2 часа для каждой группы. Каждый месяц формировалась новая группа. И так в течение 6 месяцев.
-Ваши ощущения, насколько детям понравился процесс?
Со слов воспитателей каждое посещение нашего конно-спортивного клуба дети ждали с огромным нетерпением и мы замечали, что после наших с ними занятий дети улыбались, шутили, глаза сияли, спрашивали, когда будут следующие занятия. Чтобы был устойчивый положительный результат от данных методик (иппотерапии и ипповенции) такие занятия с детьми должны быть выстроены на регулярной основе и не все родители могут их оплатить. Здесь поддержка Фонда Президентских грантов была очень кстати.
-Что или кто помогает не сдаваться перед трудностями, не пасовать?
Как писал великий французский писатель Оноре де Бальзак «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти». И, мы с нашей командой шли, преодолевая трудности.
-Что дает лично Вам реализация подобных социальных проектов?
Прежде всего чувство удовлетворения, что можно используя опыт, знания помогать детям с ограничениями возможностей здоровья.
-Ваш совет начинающим социальным активистам:
Не бояться. Работать, работать, помогать, дарить добро людям!!!
Интервью брала менеджер проектов Фонда местного сообщества «Энергия участия» Казорина Екатерина