История успеха. Проект «Кризисный центр помощи одиноким матерям в трудной жизненной ситуации»

Сегодня в рубрике «История успеха» мы решили познакомить вас с проектом «Кризисный центр помощи одиноким матерям в трудной жизненной ситуации», который реализуется силами Находкинской Епархии русской Православной церкви. К слову, в этом направлении работа ведется уже не первый год этой организацией и о ее результатах с нами поделилась руководитель центра Паначева Эльвира.

Елена, расскажите, почему именно это направление?

Мы уже не первый год помогаем одиноким мамам, кризисным беременным и многодетным нуждающимся семьям, с 2015 года действует наш «Центр защиты материнства и детства «Колыбель».

За столько лет мы знаем все потребности, проблемы, болевые точки жителей и благодаря созданию центра, вовлеченности людей и организаций нашего города, нам удалось за это время аккумулировать ресурсы, чтобы оказывать вещевую, продуктовую помощь, юридическую, психологическую помощь.

С какой основной проблемой вы работаете в рамках проекта, поддержанного Фондом президентских грантов?

У нас на территории всегда была такая проблема: примерно у 30% матерей, которые обращаются в наш центр, по разным причинам не оформлены социальные выплаты. Я начала изучать этот вопрос и оказалось, по всей России похожая ситуация. Пособий на самом деле много и некоторые мамы обо всех просто не знают.

Препятствия разнообразные: начиная от отсутствия информации, неумения пользоваться мобильными сервисами, заканчивая тем, что нет базовых документов, например, справок об алиментах. 

Несмотря на то, что соцзащита и госорганы стараются, например, есть горячая линия, поскольку не все мамы хорошо ориентируются в интернет пространстве, до них эта информация просто не доходит. А еще бывает страх, человек не знает с какой стороны подступиться.

В чем заключается ваша помощь?

Наш специалист показывает, как скачивается приложение, объясняет насколько это просто и этот страх пропадает. И когда маме нужно уже переоформлять пособие – это уже совершенно другой человек, у нее создается новая нейронная связь, ей уже намного проще это сделать без помощи.

Существует же социальная защита для этого?

У нас плотное сотрудничество с соцорганами и они нам очень помогают. Но наше отличие в том, что мы буквально няньчимся с каждой семьей, потому что ни у государственных органов, да и ни у кого, нет такой функции, чтобы «няньчится» с человеком. Вся система носит заявительный характер, если человек заявил, он получает пособия, не заявил – никто не будет за ним ходить.

Как вам пришла идея, упаковать услуги помощи в оформлении социальных выплат-  в социальный проект?

Потребность в подобной помощи – по оформлению социальных выплат мамам, у нас остро стояла давно, но мне казалось, что для проекта должна быть какая-то сумасшедшая идея, а мы тут со своими будничными проблемами, будничными задачами. Во время пандемии нам резко пришлось поменять формат работы, мы прослушали вебинары и ключевой для меня лично явились фраза «возьмите проблему, которая лежит на поверхности». Эти слова были слово в слово сказаны на вебинаре и они явились неким тумблером, который словно переключили. В результате обучения в «Энергии участия» мы полностью перекроили проект за 2 дня.

Кто те люди, которым вы помогаете?

За 6 лет работы по Приморскому краю на канонической территории Находкинской Епархии мы помогли нескольким тысячам семей в трудной жизненной ситуации. Что касается именно проекта, то наши благополучатели – это и выпускницы детских домов - молодые мамы, и выпускницы коррекционных школ, и многодетные семьи.

В чем для них трудность в оформлении социальных выплат?

У молодых мам не хватает социальных навыков для того, чтобы разобраться, возможно, для кого-то - в простых вещах. У молодых мам есть психологическая и физическая усталость, недостаток времени для того, чтобы разбираться. 

Вообще хочу сказать – материнство - это резкое изменение статуса. Жила-жила девочка и потом у нее резко меняется статус, она становится мамой и требуется время для того, чтобы она к этому привыкла. А если еще трудная жизненная ситуация: рядом нет мужа, отца, часто нет родственников. Мама с ребенком, который все время плачет, требует еды, внимания, заботы, лечения здесь и сейчас, эта молодая мама на какое-то время теряет почву под ногами. На мой взгляд, эта категория мам с детьми – наиболее уязвимая и незащищенная среди всех социальных категорий, им требуется психологическая адаптация, физическая, финансовая и всякая разная. Дети - наше все и для них это ВСЕ зависит от родителей, которые сами часто нуждаются в помощи и поддержке. Поэтому вся наша деятельность направлена на это.

Есть ли какие-то иные доходы у мам с детьми в трудной жизненной ситуации?

Мама с ребенком не может работать, именно потому что родился ребенок, в этом случае, пособие является единственным или основным источником дохода. Помощь в оформлении социальных выплат – это восполнение серьезного недополученного ресурса, потому что детские нужды они многочисленные и повторюсь, у мамы нет источника заработка. Любая копеечка, любая тысяча - это те же заработанные деньги.

Как о вас узнают, как вас находят эти женщины?

Большинство – это подопечные «Колыбели», работает «сарафанное радио». Город у нас небольшой, работаем мы давно, сотрудничаем со всеми организациями, где могут быть эти мамы: и роддом, и дом малютки, и реабилитационный центр «Альбатрос», и уголовная инспекция, опека. Мы на связи со всеми руководителями, уведомили их, о наличии ресурса в помощи оформления социальных выплат, чтобы они к нам направляли этих мам. Возле храма также есть церковный баннер, на нем размещена информация о начале работы центра, нашими партнерами является администрация города Находки, многие организации на своих ресурсах публикуют эту информацию, как партнеры.

Можете поделиться конкретной историей из проекта?

У нас есть одна мама – она выпускница коррекционной школы, у нее было скачано приложение для оформления выплаты, она все заполнила самостоятельно и все же 9 месяцев не могла получить пособие. Причина была очень простая – техническая ошибка, которую она сама не видела. Ей много раз приходил отказ, а она смотрит и не может понять, что делает не так. И спросить не у кого, все закрыто из-за пандемии, никуда не дозвонишься. мы ей помогли, и в итоге она получила пособие за 9 месяцев – 72 тысячи. У нее был долг по коммунальным платежам и она была такая довольная, что появилась возможность его погасить. В данном случае эти пособия не то, что основной, а единственный источник дохода. Для таких людей крайне важно, когда кто-то поможет оформить меры поддержки от государства. Потому что любая тысяча – это продукты для ребенка.

Какой результат проекта заметен уже сейчас?

Как результат проекта выявилась такая формула, слоган: «в тех семьях, у тех мам, где оформлены социальные выплаты, нет такой фразы: «мне нечем накормить ребенка».

Что было, когда узнали о победе в конкурсе?

Когда мы победили, мы так радовались, потому что столько энергии вложили в этот проект. Это нужный проект, очень нужный актуальный.

Нам отовсюду звонили: из администрации, из радиостанций и спрашивали: «как вам такая простая, но уникальная идея пришла в голову?»

Мы сделали вывод, что самые актуальные идеи лежат на поверхности, их нужно просто увидеть.

 Ваш совет  начинающим активистам?

Прежде чем приступать к написанию проектной заявки, необходимо пройти обучение. Я не знаю, как можно действовать без обучения, это будет долго и «пальцем в небо». Мое мнение – нужно много учиться. А также общение во время обучения и обмен опытом очень помогают преодолевать страхи, мешающие начать действовать.

Подробнее о деятельности организации вы можете узнать, пройдя по ссылке: http://rpcne.ru/index.php/sotsialnaya-deyatelnost



2017-2023 © Фонд местного сообщества «Энергия Участия»

Сделал Aiger

При нахождении на сайте Фонда местного сообщества "Энергия участия" Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.