Продолжая рубрику «История успеха», сегодня хотим вас познакомить с детско-юношеской театральной студии «Лицедей» во Владивостоке, художественным руководителем которого является прекрасная Таранова Ольга Алексеевна.
Побеседовали с Ольгой про спектакли, подготовку, а главное — актеров
Ольга Алексеевна, расскажите, пожалуйста, про Вашу организацию. Как она создалась и сколько лет работает?
Деятельность детско-юношеской театральной студии, которой я руковожу уже более 20 лет, с декабря 2015 г. юридически оформлена и зарегистрирована как АНО «ЦСИ «Лицедей»». Ранее она существовала в разных форматах и под крышами разных организаций.
Это, во-первых, было связано с моим уходом из государственных структур дополнительного образования, во-вторых, с переходом из статуса «студийца» в статус «партнёра» моей ученицы Мазурян Евгении Аркадьевны, оказавшейся великолепным администратором, хозяйственником и мастером на все руки (чего, как раз, не хватает мне), в-третьих, очень своевременно прозвучала идея Фиденко Екатерины Андреевны – клинического психолога, заведующей патопсихологической лабораторией ГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница» - организовать в городе Владивосток инклюзивную театральную студию.
Ольга ТарановаКакие основные направления существуют в вашем центре?
«Центр современного искусства «Лицедей» (прим. далее ЦСИ «Лицедей)» - объединяет несколько разноплановых направлений. Так, сюда включаются театр-студия «Балаган» для взрослых, театральная студия «Балаганчик» для детей и инклюзивная театральная студия «Без границ», в которой занимаются молодёжь и взрослые люди с ментальной инвалидностью, их родственники и люди с инвалидностью по зрению.
Какой был Ваш первый проект спектакль?
Первый спектакль у нас состоялся в 2017 году от инклюзивной театральной студии «Без границ» под названием «За Синей птицей», в нем были задействованы люди с ограничениями здоровья, в том числе с ментальными нарушениями. Спектакль мы поставили в тесном взаимодействии всех субъектов «ЦСИ «Лицедей»», то есть в проекте приняли участие ребята из «Балаганчика» и взрослой театр-студии «Балаган». Главным для всех нас было то, что в этом творческом процессе действительно не было границ, зритель пришёл смотреть сказку и не спрашивал, кто из актёров «особенный», а кто нет.
Выступление. Из архива детско-юношеской театральной студии «Лицедей».Одной из Ваших театральных постановок был спектакль «Чучело», почему Вы решили обратиться к теме взаимоотношений подростков?
В актерском мастерстве есть огромное количество ключиков для решения присущих для этой возрастной группы проблем. Театральная деятельность - отличный инструмент для развития личности подростка в насыщенной гуманитарной образовательной среде и в принимающей, и что не менее важно, принимаемой подростком референтной группе. Театр – искусство коллективное. Важно только чутко и корректно направлять юную энергию к осознаю истинных ценностей. В этом отношении выбор спектакля должен быть предельно точен: что может по-настоящему увлечь их, заставить быть открытыми, честными с собой, товарищами и в конечном счёте со зрителем.
Поэтому идея постановки спектакля «Чучело» по повести В. Железникова сразу нашла отклик у ребят, во время репетиций они невольно подходили к встрече с самими собой, так как образы сверстников из повети так похожи на них самих. Большая часть ребят, после окончания проекта остались заниматься в студии – это показатель!
После того, как Вы сделали первые шаги с инклюзивными постановками, каков был следующий виток развития?
В 2018 году мы поставили перед собой цель поработать и с младшими детьми, научить их уважать других людей, в том числе с особенностями. Проект назывался «Театр без границ», в рамках которого был поставлен спектакль «Ночь перед рождеством». Главные роли исполняли опытные актёры инклюзивной студии, а массовку играли дети и младшие подростки. Здесь, как и в прошлых проектах, участниками становились дети из семей, находящихся в социально-опасном положении. Позднее, да и в последующих проектах мы стали даже привлекать младших подростков к созданию декораций к спектаклю. В результате, мы объединили творчество разных студий, участники получили новый опыт взаимовыручки, где наличие ограничений по здоровью у кого-либо – не был преградой к общению. Как итог: благодарность зрителя, которую прочувствовали все.
Расскажите, пожалуйста, про кукольный театр. Как Вы пришли к театру кукол?
Кукольный театр – признанная практика, которая прекрасно зарекомендовала себя для развития «особых актёров». Специфика кукольного театра облегчает актерам перенос внутренних переживаний на символический объект, здесь они имеют больше возможностей раскрыться.
Как-то мы занимались с Евгением, одним из наших актеров театр-студии «Без границ», развитием мелкой моторики и использовали для этих целей перчаточную куклу. На одном из этих индивидуальных занятий я вспомнила о давней мечте Жени Мазурян: расширить нашу деятельность и добавить и кукольный театр. Евгений- актер поддержал идею и даже сам инициировал зарождение кукольного театра и здесь нам всем было проще, потому что пригодились навыки, полученные в прошлых проектах.
Репетиции. Из архива детско-юношеской театральной студии «Лицедей».Поделитесь успехами и других студийцев.
Михаил стал востребован как наставник по прикладным видам мастерства и искусства. Евгений, о котором я уже говорила, семимильными шагами идёт к самостоятельности, самоорганизации и вере в собственные силы. Андрей - является признанной звездой всего нашего театрального сообщества. И он, правда, нашёл себя в этой деятельности, некую отдушину, признание и призвание. Александр нашёл творческое применение своему врождённому чувству юмора, а также стал незаменимы помощником руководителям и товарищам по студии. Особой его заботой охвачены наши слабовидящие актрисы: Татьяна Александровна, Людмила Васильевна и Алла Викторовна, которых Александр встречает, провожает, курирует на занятиях и гастролях. В свою очередь, дамы своей мудростью, вниманием и профессионализмом (Татьяна Александровна по профессии психолог) берегут и сохраняют уютную атмосферу доброжелательности, позитива и любви в коллективе. Николай, Амалия, Александра, Глеб сравнительно недавно появившиеся в коллективе, прижились, освоились, упорным трудом добились серьёзного приращения каждый в своей траектории, дебютировали в спектаклях, с честью выдержали испытание, выйдя на публику, встречаясь с непростым зрителем – ребятишками коррекционных школ, с различными формами физической и социальной депривацией. Огромную поддержку проекту и вообще деятельности организации оказывают непременные участники занятий, репетиций, гастролей – родители наших актёров: Николай Петрович, Екатерина Николаевна, Александр, Илона. Где-то в орбите общей деятельности вращаются наши товарищи, у которых развиты контакты в других сферах, работа, учёба: Мария, Светлана, Алексей Юрьевич, Данил, Геннадий, Ирина, Марина, Анна, Лариса Григорьевна, Арина. И пусть не приходят они на каждое занятие, репетицию, но каждая наша совместная долгожданная встреча – праздник! Это ли на главная задача всей деятельности?!
Подготовка к спектаклю. Из архива детско-юношеской театральной студии «Лицедей».Каковы были Ваши впечатления, когда Вы узнали, что стали победителем конкурса Фонда президентских грантов в 2021 году с проектом «Театр без границ: с куклой к людям»?
Победа в любом из конкурсов Фонда президентских грантов воспринимается нами как осознание нового витка ответственности. Но проект мы бы осуществляли в любом случае, выиграли бы мы конкурс или нет. Хотя, конечно, без финансовой поддержки это было бы сложнее.
На каких площадках выступаете с Вашими спектаклями?
По проекту нашими партнёрами являются коррекционные школы г. Владивостока, которые гостеприимно открыли для нашего гастрольного турне свои двери. Также мы выступаем на площадке Пушкинского театра, центра культуры и досуга Надеждинского муниципального района и других.
Поделитесь, как вы выбираете репертуар?
Материал мы выбираем соответствующий целям и задачам нашей деятельности, то есть тот, который поможет наиболее раскрыться всем её участникам в данный конкретный момент жизни коллектива. Постановки крайне разнообразны: русская и мировая классика, фантастика, авторские произведения. Все, что на сегодняшний момент отвечает запросу наших «особых актёров», что их заботит, волнует, веселит, радует, провоцирует на дальнейший поиск. («Синяя птица», «Человек, совесть, становление, обретение», «Ночь перед рождеством», «Сказание о четырёх каменьях», «Рукавичка», «Золотой цыплёнок».)
Какие позитивные изменения видите в своей работе?
Актёры нашего театра со стажем, за плечами которых немало постановок, переходят на более «профессиональный» уровень, делятся своим опытом с младшими. Помогая другим, они помогают себе, так как чувствуют свою значимость.
Какой дадите совет начинающим авторам социальных проектов?
Хорошенько подумать, прежде чем окунуться в эту деятельность, ибо она захватывает с головой. Готовы ли вы к этому?
Команда ФМС «Энергии участия» всегда готова помочь реализоваться вашей идее! Проводим консультации и предэкспертизы социальных и общественно значимых проектов бесплатно. Обращайтесь!
www.энергияучастия.рф
fmsvl@mail.ru
+79149715389