Как правило, ближе к памятным майским датам в стране начинают активно проводить мероприятия, посвященные сохранению исторической памяти о героях Великой Отечественной Войны. Однако, очень важно, чтобы внимание к этой теме было не только раз в году. Поэтому сегодня речь пойдет о некоммерческой организации, которая уже на протяжении нескольких лет ведет работу по патриотическому воспитанию молодежи.
Сегодня, мы поговорим с Евгением Утиным, Руководителем Общественной организации «Федерация спортивного пэйнтбола» г. Уссурийска.
Евгений, расскажите немного о деятельности организации и о том, как вы пришли к работе по сохранению исторической памяти?
Изначально наша организация создавалась как клуб для развития спортивного пейнтбола, позднее добавилась работа по патриотическому воспитанию подростков, которая стала одной из важнейшей частью нашей деятельности.
У нас на территории Уссурийска было несколько случаев вандализма и осквернения памятника вечного огня. После этих событий у нас возникло понимание того, что необходимо проводить дополнительную работу с подрастающим поколением на тему сохранения памяти предков, формирования уважения к событиям ушедших лет,. Кроме того, сейчас очень активно идет подмена исторических фактов. Нам важно, чтобы люди и особенно подростки хоть немного ориентировались в событиях своего прошлого, важно пробудить интерес к истории страны, где ты живешь. Мы были не одни в этом понимании ситуации. Нас в начале поддержал глава Администрации г. Уссурийска. А в последствии наши идеи были поддержаны департаментом внутренней и молодежной политики Приморского края и Фондом президентских грантов.
Так в рамках проекта «Дорогой памяти и Славы», который победил в конкурсе Фонда Президентских грантов, мы ставим своей целью повысить мотивацию подростков 14-17 лет к изучению исторических событий Великой Отечественной и Второй мировой войны. А для того, чтобы замотивировать подростков мы используем формат проведения военно-исторических реконструкций наиболее значимых битв.
Что за подростки участвуют в вашем проекте?
Мы специально приглашаем разных детей, как из социально благополучной среды, так и из специальных учреждений. В частности, мы работаем с подростками спецшколы (прим.: Приморского специального учебно - воспитательного учреждения имени Т.М. Тихого), суворовцами, юнармейцами и обычными школьниками. Как правило в одной реконструкции участвует минимум от 30 человек, которые поровну делятся на команды. Каждая команда формируется из подростков разных учебных заведений.
Как между собой ладят ребята из разных учреждений? Нет ли конфликтов?
Всякое бывает. Бывает, что и конфликты случаются между ребятами, но это скорее исключение. Подростки из спецшколы – они осуждены по решению суда и это накладывает определенный отпечаток - они очень следят за своими словами и тем более действиями.
На совместных мероприятиях спецшкольники смотрят на других подростков и часто задумываются о том, почему они попали в такую ситуацию, анализируют свою жизнь и учатся социализироваться в среде обычных ребят.
Опишите, как проходят военно-полевые исторические реконструкции?
Делаем построение, объявляем о событии, которому посвящена игровая реконструкция, например: «Блокада Ленинграда». Представители ветеранской организации рассказывают ребятам значение этого события, что и где происходило, как героически советский народ отстаивал свою Родину, о героях, потерях и переломных моментах.
Затем начинается основное действие, командная игра в рамках которой обыгрываются важные эпизоды, например, «Подвиг Матросова». Заранее выбираем юношу, даем задачу аналогичную с подвигом Матросова: побросать гранаты, дымовые шашки, взорвать дот, закрывая его потом грудью.
Мероприятия сопровождаем наглядными демонстрациями. Например, к игре о блокаде Ленинграда, у нас была акция «Ленинградский блокадный хлеб». Мы купили черный хлеб, нарезали кусочки, раздавали их участникам, показав какая была дневная норма на человека.
Какой отклик вы видите у юношей?
В итоге после выполнения задачи, сверстники этому парню говорят: «Молодец, ты красавчик!». И в этот момент происходит очень важное: юноша на секундочку окунается в роль этого Героя Матросова, понимает, что он хоть и понарошку, но своих ребят спас в бою.
Когда человек становится героем, хотя мы понимаем, что этот поступок «игрушечный» - это очень круто. «Маленькие люди» начинают не только сами себя уважать, но и друзья начинают их уважать, и это уже не просто какие-то игрушечные моменты.
Сложно ли работать с подростками из спецшколы? Как вы их вовлекаете?
Подростки, участвующие в проекте – это люди, которые горят, когда я заезжаю в учебное заведение по рабочим вопросам, юноши меня встречают с криками: «Аааа, Евгений Юрьевич, здравствуйте! Что, мы играть будем в пейнтбол или в лазертаг? Когда будем уже играть?». Этот неподдельный отзыв в глазах, он заставляет дальше двигаться.
Мы в свои проекты берем только тех, кто не совершает никаких правонарушений внутри школы, у кого хорошая успеваемость, то есть – хочешь стать участником наших проектов – нужно стать прежде всего лучше, с самого себя начинать надо. И они меняются, меняются на глазах.
Мы видим детей, с которыми работали, многие уже стали взрослыми, у них уже свои детки, в армии служат многие из них, становятся успешными людьми.
Используется ли в ваших мероприятиях какая-то особая атрибутика?
Да, у нас есть советские и немецко-фашисткие костюмы, есть флаги советского союза и немецко-фашисткие флаги, мы их на бронетехнику надеваем, у нас есть немецко-фашисткий броневик образца 1943 года, 88 миллиметровая немецко-фашистская пушка зенитная, которая стреляет настоящими холостыми выстрелами, есть пиротехника, дым, шумовые гранаты. Благодаря Фонду президентских грантов мы закупили маски, новые камуфляжи, шары для этого проекта, мы очень благодарны Фонду, что можем реализовать этот проект.
Где вы проводите мероприятия?
В разных местах. Но хочу рассказать о новой площадке, которую в этом году построили благодаря поддержке Уссурийской городской администрации. Площадка называется «Сталинград». Она представляет собой систему конструкций - деревянные домики, сооружения, улицы, приближенные к реальным видам тех лет. Это дает более полное погружение в игровой процесс. Мероприятие получается более зрелищным, благодаря этой инфраструктуре. Жители также стараются помогать, видя результаты. Площадка наполняется военными объектами: каски, плащ-палатки, шинели, ремни и многое другое и тем самым оживает, напоминая о событиях военных лет.
Как повлияла пандемия на реализацию вашего проекта?
В период пика пандемии мы вынуждены были приостановить проведение мероприятий. Но сейчас ограничения ослабили и мы стали наверстывать усиленными темпами.
Как планируете развивать проект после окончания?
Мы не остановимся на реализации этого проекта. У нас в работе еще несколько. Планируем развиваться дальше, используя новые форматы, над разработкой которых сегодня ведем работу.
Кстати, если кто-то хочет в проекте поучаствовать, то мы с удовольствием приедем к ним в муниципальное образование, пусть нам звонят, пишут, мы открыты. Приедем в какое-нибудь село и абсолютно безвозмездно сделаем интересное событие.
Ваш совет начинающим активистам?
Во-первых, никогда не останавливайтесь. Мы выиграли в конкурсе Фонда Президентских грантов далеко не с первой попытки. Когда вы пишете проектные заявки, - вы учитесь, и каждая ваша заявка становится красивее и качественнее.
Во-вторых, работайте над командой. Сильная команда – это залог хорошо реализованного проекта.
В третьих, формируйте материальную базу. Это поможет вам в будущем.