Проект«Сурдлимпийцы среди нас» в июне этого года победил в конкурсе социальных проектов «Море Возможностей» Транспортной группы FESCO.
Мы решили узнать, как идет реализация проекта, как удалось вовлечь настоящего чемпиона и как удается продолжать работу в новых условиях. Для этого пообщались с руководителем проекта Светланой Васильевной Коморной, заместителем директора по учебно-воспитательной работе Владивостокской специальной (коррекционной) начальной школы-детского сада II вида.
-Светлана Васильевна, коротко расскажите о проекте.
Проект направлен на создание условий социальной реабилитации дошкольников и младших школьников-инвалидов по слуху, путем обучения плаванию, в том числе детей находящихся в специальном (коррекционном) учреждении, где они проживают без родителей.
-Ваш проект победил в конкурсе с первой попытки?
Нынешний проект, это третья наша попытка – удачная, в участии в конкурсах на грантовую поддержку. Две первые попытки были всего лишь приобретением опыта. Хотя к тому времени у нас уже была сформирована профессиональная команда, за многие годы совместной работы она уже сложилась.
В процессе подготовки проекта, мы пришли к выводу, что даже если мы не выиграем в конкурсе, все равно этот проект будем реализовывать. Это придало нам уверенности и нам стало гораздо проще развивать проектную идею дальше, обобщать наш опыт работы по физическому развитию глухих воспитанников и учащихся начальной школы.
-Есть ли какие-то отличия в обучении плаванию детей с нарушениями слуха?
Да, обучение происходит несколько иначе, чем у детей без ограничений по здоровью. Прежде всего обучение происходит в два этапа. Сначала занятия проходят в спортивном зале, а только потом на воде. Все новые задания объясняются только на суше, когда внимание детей сосредоточено на объяснении. В спортивном зале отрабатывают условные сигналы, разучивают отдельные упражнения, потом переходят к изучению стилей плавания - кроль и брас. Кстати, благодаря проекту мы закупили специальные мягкие будо-маты, теперь стало гораздо удобнее заниматься.
-Как построена работа инструктора по плаванию с детьми с нарушениями слуха?
Инструктор объясняет детям упражнения с помощью жестов и дактильной речи (прим.: своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук), сопровождает пояснения выразительной артикуляцией. Когда дети находятся в воде, преподаватель отдает только лаконичные команды. Объяснение, обсуждение, замечания проводятся только на суше. Также очень важным моментом является то, что тренер должен стоять во время тренировки на одном месте, чтобы ребенок мог обратиться к тренеру, не ища его по всему бассейну. Все это очень важно, поскольку дети снимают слуховые аппараты во время занятий плаванием, для них среда в бассейне – это абсолютная тишина. Нам пришлось самостоятельно адаптировать имеющиеся программы обучения плаванию под детей с нарушениями слуха, для этого мы провели значительную методическую работу.
-В вашем проекте принимает участие чемпион Сурдлимпийских игр. Расскажите подробнее, как началось это сотрудничество?
Во Владивостоке проживает уникальный человек –Виталий Оботин, он 12-кратный чемпион Сурдлимпийских игр, 19-кратный чемпион мира, 12-кратный чемпион Европы, многократный чемпион России, рекордсмен мира, Европы и России по плаванию среди лиц с нарушением слуха.Два года назад на встрече с нашими ребятами-школьниками мы спросили Виталия, может ли он помочь в определении будущей спортивной судьбы детей с нарушениями слуха, то есть в содействии развитию талантов ребят, у которых нашими тренерами выявлены способности к плаванию, в которых видно потенциал хороших пловцов. Он, несмотря на свой плотный график, ответил утвердительно. Так родилась идея проекта.
При первой встрече с Виталием Оботиным мы были безумно поражены, можно сказать даже ошарашены тому, что совершенно глухой, да, действительно, пусть вас это не коробит, совершенно глухой парень, свободно владеет речью, спокойно общается с аудиторией. Чем не пример для подражания для семей, в которых растут глухие дети?
-Как прошли встречи с чемпионом? Что было интересного?
Виталий Оботин – является безусловным примером для подражания нашим ребятам. Детям и родителям хотелось, узнавать больше и больше о его жизни, как он пришел к чемпионской вершине.
Виталий рассказал о том, как он учился говорить и как попал в большой спорт. Ребята и родители спрашивали – сколько у него медалей и взвешивал ли он их? Виталий ответил: «Говорят, что это плохая примета. Раньше считал, сейчас – нет. Примерно более трехсот».
Еще ему задавали вопросы о том, в какой стране больше всего понравилось участвовать в соревнованиях? Виталий без раздумий ответил, что в России самые лучшие бассейны.
На встрече был показан видеоролик о «чемпионах» детского сада и школы. Виталий с ними познакомился и пожелал им успехов. Со всеми ребятами чемпион провел разминку и предложил делать ее каждое утро. Ребята и взрослые взяли автографы и сделали общее фото на память. Родители были потрясены заслугами знаменитого Приморца и теперь гордятся знакомством с ним.
«Возможности безграничны», — такой вывод сделали все участники встречи.
-На какой стадии реализации сейчас проект?
Пока у нас проходят подготовительные занятия с детьми в спортивном зале, как уже говорили, прошла очная встреча с чемпионом сурдлимпийцем Виталием Оботиным, непосредственно к занятиям плаванием приступим с началом отопительного сезона. Следует пояснить, что наш проект направлен не только на занятия в бассейне, мы имеем дело с детьми с ограниченными возможностями здоровья, помимо нарушений слуха у наших ребят есть нарушения в развитии физическом – это координация движений, равновесие, нарушения в опорно-двигательном аппарате и другие. Поэтому до занятий в бассейне мы не теряем времени даром, проводим процедуры закаливания, занятия физкультурой, разучиваем подводящие упражнения к занятиям в воде. В планах праздник на воде с присутствием родителей, педагогов и чемпиона Виталия Оботина. Очень хотелось, чтобы это все состоялось массово, если же так случится, что введут жесткие карантинные меры, проведем все, что задумали – изолированно, точно также как мы сейчас это делаем: снимаем фото-, видео-репортажи, потом формируем видеоролики.
-Поделитесь, сложно ли реализовывать проект в условиях пандемии?
Опыт карантинных мероприятий, дистанционного обучения, которые предшествовали реализации проекта, нам очень пригодились. Например, работая на удаленке, научились снимать и монтировать видеоролики, что нам сейчас очень помогает. Безусловно, работа в условиях пандемии накладывает некоторые ограничения, но мы справляемся.
-Совет начинающим?
Рекомендуем не выступать в роли просителя средств, не стесняйтесь раскрывать все достоинства и имеющийся опыт своей команды. И тогда все получится!