История успеха. "Академия Экологии (научно-общественный институт по подготовке общественных экспертов в области мониторинга и контроля окружающей среды)"

Добрый день, дорогие друзья! Мы продолжаем рубрику #ЭУ_истории успеха. И сегодня хотим познакомить Вас со Вшиковой Татьяной Сергеевной, руководителем проекта "Академия Экологии (научно-общественный институт по подготовке общественных экспертов в области мониторинга и контроля окружающей среды)".
ЭУ: расскажите немного о себе: чем вы занимаетесь, есть ли хобби?
Я – старший научный сотрудник Лаборатории пресноводной гидробиологии ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН. По специальности – пресноводный гидробиолог, водный энтомолог. Изучаю биоразнообразие водных беспозвоночных в наших речках и озёрах, их распределение, структуру донных сообществ, а также вопросы загрязнения пресных вод и пути их восстановления. С 2003 года стала принимать активное участие в привлечении общественности для спасения наших пресноводных ресурсов. Для этого создала в 2003 году Научно-общественный координационный центр «Живая вода», целью которого является обучение общественных экоактивистов простым, но довольно точным методам биоиндикации с использованием макрозообентоса – беспозвоночных животных, обитающих на дне водоёмов. На базе школ, ВУЗов, экологических организаций мы создаем общественные экологические агентства (ОЭА), которые осуществляют мониторинг и контроль за состоянием водных объектов. В Приморском крае у нас таких агентств более 100, открываем их в Якутии, Бурятии, Иркутской области, Хабаровском крае, Еврейской АО.
Моё хобби? Оно практически совпадает с моей основной работой. Исследование водных насекомых для меня такое увлекательное занятие, что его и работой нельзя назвать. Это – и работа и хобби. Ещё люблю писать. Правда, проза у меня, в основном – это статьи по проблемам экологии. А вот стихи – про любовь, конечно. Хотя в последнее время стихи уже не пишутся – видать, возраст уже не тот))) Вот Вам одно из моих «произведений» (поставила в кавычки, потому что стихи мои – это «стихи в домашних тапочках», непрофессиональные, стихи – для себя):
***
Летней кухни задумчиво полуоткрытая дверь.
У порога соседей – лохматая наша собака
Тихо дремлет. Ей снится, быть может,
диковинный зверь
Или вздорная, дерзкая, серая птаха.

Мелкий дождь моросящий,
Расчерченный тонкой линейкой косой,
Ароматами летней травы переполненный будто,
Бродит по двору нашему, словно мальчишка босой,
До сих пор не проснувшийся в это июльское утро.

Все ушли. Все уехали. Я в этом мире одна.
Дирижер непослушного и смешного квартета:
Дождь, собака, июль. И дрожащая тишина
С тонкой дудочкой золотого кларнета.
29 июля 1996


ЭУ: как появилась идея создания проекта "Академия Экологии"?
По сути в этом проекте мы структурировали и более чётко организовали ту работу, которую ведем с начала организации НОКЦ «Живая вода» (с 2003 года) - обучаем активных общественников, школьников, студентов простым, но адекватным методам оценки качества окружающей среды. Так получилось, что этот проект включил в себя и другой проект «Школа общественных экологических инспекторов» - проект, родившийся в прошлом году под крылом Росприроднадзора и ОНФ. Поэтому, объединившись, они очень гармонично дополнили друг друга. В Академии экологии у нас 11 школ, каждая из которых подготавливает общественных экспертов по своему профилю. В этом году мы работаем в основном со студентами, но также и с учителями средних школ, руководителями наших ОЭА. Получая знания в Академии Экологии общественники, школьники, студенты выполняют проекты по различным направлениям экологии, которые, в основном, направлены на решение конкретных экологических проблем в местах проживания наших слушателей. Как минимум, по планам нашего проекта наши слушатели должны выполнить 10 кейс-проектов. На самом деле их будет больше, но в некоторых мы участвуем более глубоко, так как они требуют не только энтузиазма общественников, но и серьёзной научной поддержки, которую и осуществляют учёные ДВО РАН – преподаватели Академии Экологии, эксперты и консультанты.
Так что идея создания Академии Экологии возникла давно, но в данном проекте она приобрела более чёткие очертания. С окончанием сроков проекта работа, конечно, не закончится, а будет продолжаться - совершенствуясь и расширяясь в географическом смысле.


ЭУ: Какие партнёрские организации помогают Вам в реализации проекта?
Прежде всего – Всемирный фонд дикой природы (Амурский филиал WWF), фонд Феникс, ВГУЭС, ДВФУ, Приморская сельскохозяйственная академия, ОНФ, Росприроднадзор. Ну, и, конечно, учёные ДВО РАН – наши главные преподаватели Академии.
В этом году к нам к нам примкнула Якутия (ОО «Эйге»), Бурятия (активисты их пос. Танхой), а с «Байкальской волной» (Иркутская область: Иркутск, Байкальск) мы начали работать ещё раньше. В этом году планируем научно-образовательную поездку в Монголию (вместе с бурятскими коллегами), там меня ждут для проведения научно-практического семинара и мониторинговых работ по реке Селенге – на территории Монголии и Бурятии. Это здорово, когда твой опыт и знания востребованы. И мы рады, что наш проект в этом году, неожиданно для нас, вышел за пределы Приморского края.


ЭУ:Что бы вы хотели пожелать активным жителям приморского края в области реализации социально-значимых проектов?
Смелости и уверенности. Часто, перед тем как начинаешь большое дело, тебя охватывают сомнения – получиться ли, сможем ли сделать то, что задумали. Это иногда мешает двигаться вперед. Надо не думать о трудностях, получиться или не получиться – а просто ставить цель, задачу. Когда есть желание достигнуть того, чего хочешь, работа начинает выполняться как бы сама собой. И проблемы решаются, и новые горизонты открываются. Поэтому главное – смотреть вперёд. Говорят, же – «через тернии – к звёздам». Вот на звёзды и надо смотреть, когда начинаешь какую-то работу, проект. А тернии потом и не замечаешь, когда работа в удовольствие и начинаешь видеть плоды своего труда.
Спасибо.



2017-2023 © Фонд местного сообщества «Энергия Участия»

Сделал Aiger

При нахождении на сайте Фонда местного сообщества "Энергия участия" Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.