Краткое описание проекта:
Благодаря поддержке Фонда Президентских грантов с апреля 2019 года АНО «Мастерская Детства» начала реализацию проекта «Социальная адаптация детей с ОВЗ к условиям детского сада и школы через работу инклюзивных ресурсных групп».
В ходе работы данного проекта была выявлена острая потребность в развитии сенсорно-интегративных навыков ребят с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день в г. Находка, Приморский край отсутствуют сенсорные-интегративные залы. И отсутствуют специалисты работающие по данному направлению. Данный проект предполагает расширение услуг и создание специальных условий для проведения занятий по современным методикам для детей с ОВЗ в г. Находка.
В основе проекта «Зал сенсорной реабилитации детей с ОВЗ «Сенсорная Мастерская» лежит систематическое использование современной методики, разработанной эрготерапевтом Джин Айрес (Калифорнийский университет).
Суть методики воздействовать на способности мозга получать информацию от органов чувств, стимулируя их в специально оборудованном пространстве, выявляя и закрепляя навык реагирования соответствующим образом.
Сенсорная интеграция способствует психическому развитию и созреванию нервной системы, что безусловно влияет на познавательные способности ребенка, его поведение, эмоциональное состояние.
Проект направлен на организацию специальной профессиональной среды и разработку методики работы в ней с детьми, имеющими сенсорные отклонения и ограниченные возможности здоровья. Проведение на индивидуальной основе реабилитационного комплекса массажно - мануальных мероприятий. Обучение родителей для возможности проведения поддерживающих и профилактических мероприятий со своими детьми дома.
Все оборудование, на которое идет запрос грантовых средств, активно способствует развитию ребенка, воздействует на участки мозга, отвечающие в частности на развитие речевых функций, а также:
• Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации.
• Стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух), развитие крупной моторики.
• Развитие двигательных функций, стимуляция познавательной деятельности.
• Формирование и развитие речевой деятельности, предотвращение страхов, агрессии.
• Развитие интеллекта, обучение правильно реагировать в различных ситуациях за счет большого количества различных и интересных деталей.
• Поиск сенсорных впечатлений, предотвращение динамики двигательных нарушений на сенсорной основе.
В итоге курса для 2 групп детей будет реализовано 1 152 занятий разной направленности.
Обучение родителей основам реабилитационного комплекса массажных мероприятий для возможности проведения поддерживающих и профилактических мероприятий со своими детьми дома.
Итогом работы данного проекта станет разработка методички по комплексному сенсорно-адаптационному подходу к сенсорной реабилитации детей с ОВЗ от 2 до 8 лет.
Задачи:
- Проведение подготовительно этапа, ремонт и обустройство помещения для организации пространства. Закупка и установка необходимого оборудования Обучение специалистов по работе с сенсорным оборудованием и сенсорно-интегративному подход, реабилитации при ДЦП.
- Первичная консультация детей, с привлечением психолога, сенсорного терапевта.
- Работа с детьми в сенсорной комнате, с ежемесячным анализом их развития. Обучение родителей реабилитационному массажному комплексу для возможности профилактической помощи своим детям дома.
- Подведение итогов работы разработка и написание методички по комплексному развитию детей через сенсорно-интегративную работу. Знакомство общественности и внедрения в массы, метода Сенсорной Интеграции, путем освещения в СМИ и различных каналах связи.
Обоснование социальной значимости:
По официальным данным, размещенным на сайте администрации Приморского края, в Приморье проживают более 120 тысяч человек, имеющих инвалидность, в том числе 5,3 тысяч детей-инвалидов.
Согласно данным на 1.01.2019 г., по Находкинской городской больнице на учете стоит 523 ребенка имеющих статус "ребенок-инвалид" (от 0 до 4 лет – 103 ребенка, от 5 до 9 лет – 173, от 10 до 14 лет – 184 , от 15 до 17 лет – 63 ребенка).
Из них более 120 детей имеют заболевания расстройство аутистического спектра в г. Находка.
Наличие специально оборудованного пространства и квалифицированными специалистами, является необходимым инструментом для реализации комплексного подхода к адаптации и социализации детей с ОВЗ.
Опыт работы показывает, что обучение детей с различными нарушениями коммуникации и социализации, возможно только при наличии системной работы и комплексного подхода.
Проект «Зал сенсорной реабилитации детей с ОВЗ «Сенсорная Мастерская» может стать альтернативой в оказании социальных услуг наряду с социальными коррекционными гос. учреждениями.
Дать возможность большему количеству детей получать систематические занятия, раскрывающие их возможности и помогающие в адаптации к обычной жизни, а также получения позитивных эмоций от проведенного времени, что также является не маловажным в жизни любого ребенка.
Освещение деятельности данного проекта в краевых и местных средствах массовой информации будет способствовать распространению современным методикам работы с детьми с ОВЗ в общем, и Метода сенсорной интеграции в частности, как в нашем городе, так и крае в целом.
Целевые группы:
• дети 2-8 лет с ограниченными возможностями здоровья • родители, воспитывающие детей с ОВЗ