История успеха. Проект "Дальневосточная Россия. Перезагрузка в школе"

Сегодня в «Истории Успеха» речь пойдет о проекте для педагогического сообщества «Дальневосточная Россия. Перезагрузка в школе», который направлен на работу с педагогическим сообществом и является уникальным для нашего региона. Почему его появление так важно и в чем секрет успешной реализации -  нам рассказали члены команды проекта Руководители - Максим Александрович Кильчевским директор средней общеобразовательной школы №14 и Лилит Арутюнян и.о. директора  средней общеобразовательной школы №17

(прим. разговор начали с Лилит Арутюнян)

-Лилит, расскажите немного подробнее о вашем проекте

Проект – «Дальневосточная Россия – перезагрузка в школе» направлен на педагогов – молодых, активных, талантливых, желающих развиваться самим и участвовать в развитии региона. Цель проекта -  создание единого педагогического сообщества на территории Дальневосточного Федерального округа (ДФО), то есть создание среды, в которой есть возможность педагогам обмениваться опытом, практиками между регионами, среды, которая позволяет быстрее развиваться каждому педагогу – личностно, профессионально. 

-Как родилась идея проекта?

Идея родилась на форуме «Территория смыслов» в 2019 году, в котором мы принимали участие. Нас поделили на команды, и каждая команда должна была разработать проект, направленный на развитие и улучшение образования в стране. В команде были студенты, учителя с разных регионов страны и все они выступали за идею проекта, который был бы направлен на развитие каких-либо навыков у детей, но мы - учителя уже с достаточным опытом работы, придерживались мнения, что в первую очередь надо развивать учителей, а потом детей. Потому что, кто же детей будет развивать? В первую очередь - учителя! И мы в качестве проекта предложили организовать Дальневосточный форум молодых педагогов, где собрались бы педагоги, им показали все возможности, которые сегодня есть, открыли имена зарекомендовавших себя учителей Дальнего Востока, которые также сильны, как и учителя других регионов, дали понимание, что и здесь есть чем поделиться, есть куда расти.

-Имеется ли проблема недостаточной вовлеченности молодых учителей профессиональные сообщества в нашем регионе ДФО?

Да, это проблема имеется. И не только молодых педагогов, а в принципе педагогов, у нас из 11 регионов ДФО можно на пальцах посчитать, где есть ассоциация педагогов, это буквально 2-3 региона: Якутия, Амурская область, Хабаровский край, там эти сообщества работают, соответственно есть и определенный результат, выхлоп. В регионах, где нет единого консолидированного сообщества педагогов в принципе, даже не только молодых, сложно говорить о развитии.

Даже в нацпроекте образование говорится о том, что педагогов нужно развивать через вовлечение в профессиональные сообщества, потому что они дают возможность развиваться. У нас в Приморском крае только в этом году была официально создана ассоциация молодых педагогов. И мы сейчас через проект пытаемся создать одно большое сообщество – сообщество молодых педагогов ДФО.

-Почему вы были уверены, что педагоги откликнутся?

Предварительно мы проводили анкетирование по поводу нашей идеи, в ответах учителя отзывались, что им нужны такие проекты и они готовы вовлекаться и даже помогать. В 2019 году мы провели очную встречу молодых и активных педагогов, собрали 70 человек с Приморского края, рассказали снова про нашу идею проекта и предложили ребятам, кому это интересно, вступить в качестве участников в педагогическое сообщество, и большинство вступили, заинтересовались - тогда мы и поняли, что есть смысл этим заниматься, есть запрос!

-Что вам помогало в реализации проекта?

Значительную помощь нам оказало «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике» в части выстраивания коммуникации с министерствами образования регионов ДФО, спикерами федерального уровня. И помогала, естественно, слаженная работа команды, без этого никуда! Команда, которая понимает тебя с полуслова, которая знает свою работу, работает как единый организм, где каждый выполняет свою работу на 100%, помогало то, что другие коллеги подхватывали этап, если где-то что-то «западало», и делали это на том же уровне, на котором должно все быть.

-Какие были сложности?

Естественно, чтобы организовать проект такого уровня, охватом на 250 человек – нужно приложить максимум усилий. Проблемы если и были, то скорее технического характера, когда согласовывали вопрос, а в день мероприятия все менялось и приходилось оперативно думать, как с этим быть. Например, были ситуации, когда нужно срочно было поменять помещение или спикер не мог приехать в силу объективных причин. Что касается каких-то глобальных сложностей– такого не было.

-Как же вы справлялись с этими ситуациями?

Терпение, спокойствие, умение мобильно переключаться. Изначально мы выписывали определенные риски, которые могли случиться и прорабатывали, как мы могли отреагировать. Большинство из этих рисков – случились и тут, к счастью, у нас уже были определенные решения. 

-Как вы считаете, что изменилось для молодых учителей благодаря вашему проекту?

(прим. к беседе подключился Максим Александрович Кильчевский)

Я думаю, что мы положили начало изменениям, причем внутренним изменениям молодых педагогов, в том числе молодых учителей дополнительного образования, потому что форум по большей степени был направлен на личностное развитие педагога, не на его предметность. Мы их познакомили с различными спикерами и экспертами, ребята в их обучающих модулях нашли пользу для своей деятельности, отражение того, что они выполняют ежедневно в своей жизни. Это очень приятно, когда вскоре ты видишь этих молодых коллег, как они применяют те методики, которые были представлены на форуме в своей профессиональной деятельности.

-Самый неожиданный результат?

Самый неожиданный результат для нас по итогам форума – это количество людей, которые желали на нем оказаться, да это было первое мероприятие такого типа, такого масштаба на Дальнем востоке, огромное количество заявок поступало с различных субъектов, в том числе из Приморского края, учителя писали, учителя звонили и это для нас было неожиданным результатом. Почему? Потому что коллеги рассказывали в анкетах о своих дефецитах, для современного человека и современного педагога немаловажно понимать, что у тебя есть какие-то дефециты и особенно ценно, что они были готовы эти дефециты раскрыть, отправиться на поиски для их решения, поиски определенных кейсов, событий, которые помогут эти дефециты устранить.

-Ваш совет начинающим?

Мой совет начинающим: если что-то вас не устраивает в своей профессиональной деятельности, начните менять все с себя и вокруг себя, если вы будете готовыми к изменениям, начнете меняться самостоятельно и измените ту среду, в которой вы сейчас находитесь, хотя бы маленькую среду, маленькую систему вокруг себя, и вы увидите, все вокруг вас начнет меняться!


2021 © Фонд местного сообщества «Энергия Участия»


Сделал Aiger