История успеха. Проект "Школа дружбы"

Знаете ли вы, что во Владивостоке существует «Школа дружбы»? Действительно, существует такая некоммерческая организация, которая уже не первый год успешно ведет свою работу. О том, для кого она создавалась и какие проекты реализует в настоящее время, мы узнали у Директора АНО «Школа Дружбы» Полины Баша.

Как родилось название НКО – школа дружбы?

Школу дружбы придумала и создала мама особой девочки Мария Смотриковская в марте 2015 года. Она хотела создать место, где можно научить особых детей взаимодействовать и дружить между собой. А чтобы научить этому, нужна школа. Так и возникло название "Школа дружбы". И тут родился второй смысл этого названия: дружба необходима не только детям, но и взрослым, которым надо научиться принимать различные особенности других.

Расскажите о своем проекте «В добрый путь. Развитие». В чем его основная цель?

Цель проекта «В добрый путь»: создание условий для развития навыков ручного труда и самостоятельности подростков и людей трудоспособного возраста с ментальными нарушениями (аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, ДЦП) посредством обустройства мастерских декоративно-прикладного творчества, проведения в них занятий, а также психологической поддержки.  

Что является мотивацией для продолжения проекта?

Когда - то маленький проект для 12 особых ребят сейчас превратился в несколько мастерских, которые посещают уже более 50 ребят с особенностями развития и их родители. На Кутузова, 10 находится гончарная мастерская, а с апреля 2021 года появятся художественная и швейная мастерские на Иртышской, 8, где Департамент труда выделил нам помещения. Это уже новый проект-продолжение под названием «Мастерская дневной занятости для людей с ментальными нарушениями «В добрый путь» https://xn----7sbelkuhxw4a1c6b.xn--p1ai/index.php?id=8, который стал победителем в первом конкурсе 2021 года Фонда Президентских грантов (@pgrants_ru).

Мотивацией для продолжения проекта является актуальность проблемы нехватки подобных мест в Приморском крае, желание ребят трудиться и надежда родителей на то, что труд их взрослых детей станет востребованным, а следовательно, у них будет возможность зарабатывать. 

Как пережили пандемию 2020 года?

Во время пандемии мы пытались перейти на онлайн режим, давали задания для рисования, собирали пакеты для декоративно-прикладного творчества, которые развозили родители ребят. Но такой режим стал слишком сложен и для нас, и для самих детей и их родителей. Очень мало выполнялось заданий в отсутствии физического общения, не хватало мотивации. Изначально наша работа была направлена на вывод таких людей из изоляции, а ситуация с ограничениями свела полученные результаты практически к исходным данным. 

Также мастерская оказалась на грани закрытия из-за невозможности оказывать платные творческие услуги, благодаря которым мы покрываем аренду, хозяйственные расходы и часть зарплат. Повезло, что арендодатель разрешил нам не платить за месяцы простоя, а Фонд Президентских грантов с пониманием отнёсся к невозможности получения результатов, указанных в проекте, и все сотрудники проекта получали заработную плату. Благодаря такому удачном стечению обстоятельств, мастерская выжила вместе со всей командой. За что Большое СПАСИБО Фонду Президентских грантов @pgrants_ru.

Вы сказали, что полученные ранее результаты у детей практически вернулись к исходным данным, уже начали работу по их восстановлению?

 Большой вклад внёс летний проект "Способные творить" https://xn----7sbelkuhxw4a1c6b.xn--p1ai/index.php?id=64т, победивший на конкурсе социальных проектов от Транспортной компании ФЕСКО @fesco140, оператором которого стала АНО ДПО и К "Развитие" @razvitiedvfo. Летний проект стал дополнением проекта "В добрый путь" и первым выходом после длительной самоизоляции. Благодаря новому формату - рисованию на больших ватманах А1 на свежем воздухе, ребята удивительным образом раскрыли свой потенциал и поправили свое психоэмоционального состояние. По сути, летний проект был вынужденной формой работы в условиях ограничений, а использование больших поверхностей А1 для рисования - просто экспериментом, проверкой теории о возможности "размахнуться" и тем самым снять ограничения с и без того зажатых ребят. 

Как можете охарактеризовать результаты у детей в целом за 2020 год?

Итоги проектов 2020 года были подведены при помощи анкетирования родителей, сбора обратной информации об их детях. В результате опроса 97% родителей отметили положительные изменения в своих детях. Те, кто не отметил изменений - начали ходить в декабре, прошло мало времени. Родители отмечают появление усидчивости, улучшение памяти внимания, появление мотивации, желания творить. Уровень качества самостоятельных керамических работ значительно возрос, это мотивирует. 

Можете поделиться именно отзывами?

Да, конечно. Например, отзыв одной из родительниц: «ребенок самостоятельно стал заполнять силиконовые формы, подбирать цвета и делать аккуратные мазки на рисовании. Смог рисовать в рамках задания, на свою фантазию (этого нет в обычной жизни)». Кто-то научился доводить работу до конца, стал уравновешенным, виден резкий скачок в развитии навыков по рисованию, мазок стал увереннее. Ребята с сохранным интеллектом конечно быстрее обучаются, освоили все техники, научились делать формы на гончарном круге. Но таких ребят мало, у нас в основном сложные, поэтому каждый отработанный навык - это достижение. 

Что происходит с керамическими изделиями, которые изготавливают ваши участники проекта?

Керамические работы ребят теперь выставляются в сувенирном магазине музея Арсеньева @arseniev_museum. Их изделия два раза принимали участие в аукционе с Мариной Дорожкиной на Пекинской, 6 @handmade_studio_beijing_6, а также нашли своих покупателей 27 марта на фестивале "Открытый город: Меняемся" @opencity.life. Выставку рисунков ребят можно посмотреть на сайте https://xn----7sbelkuhxw4a1c6b.xn--p1ai/index.php?id=21

Что или кто помогает не сдаваться перед трудностями, не пасовать? 

Сперва это личные качества: Оптимизм, умение видеть альтернативу, видеть в людях только хорошее и доверять. Опорой и помощником в любой ситуации выступает мой муж Алексей с первого дня возникновения мастерских. И ещё один не менее важный фактор - это команда, близкая по духу, которая собиралась в течение нескольких лет. 

Что побуждает вас развивать деятельность «Школы дружбы» все дальше?

Движущей эмоцией того, что я делаю, является интерес, ощущение уверенности, желание помогать, создавать и отслеживать результаты. 

Какие планы на будущее в деятельности Школы дружбы? 

80% опрошенных родителей, участвующих в проекте, нуждаются в сопровождаемой занятости своего взрослого ребёнка, чтобы и самим разгрузиться, начать полноценно работать, и чтобы дети привыкали к труду без участия родителя. Вероятнее всего это и будет нашим следующим шагом в ближайший год - обучить подходящих людей сопровождению и ввести это в практику. 

Если ли лично у вас какие-то увлечения не связанные с основной работой?  

“Школа дружбы” и стала моим увлечением.

 

Благодарим за содержательные ответы!


2021 © Фонд местного сообщества «Энергия Участия»


Сделал Aiger